Приемные семьи
Три месяца назад понятие «приемная семья»
закрепилось в Казахстане законодательно: оговорены вопросы ответственности за
жизнь и здоровье принятых детей, материальной поддержки родителей. Наряду с
опекой, усыновлением, патронатным воспитанием и развивающейся в последнее время
«гостевой семьей» «приемная» - пятая форма семейного устройства ребенка.
На расширенном заседании
республиканского совета директоров организаций образования для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, проходившем в Караганде, говорили о правильном сокращении
количества воспитанников государственных учреждений. Проблему обсудили 106
руководителей детских домов республики, представители МОН РК, комитетов по
охране прав детей РК и Республики Грузия, неправительственные организации.
Совет существует с 2006 года, то есть со дня создания Комитета по охране прав
детей, и в его задачу входит не только развитие альтернативных форм устройства
детей в семьи казахстанских граждан, но и улучшение качества жизни сирот.
Работа за 11 лет проделана немалая, в том числе по изменению законодательства в
этой сфере. Так, согласно поправкам в казахстанские нормативные акты, дети,
оставшиеся без попечения родителей, получили первоочередное право на получение
жилья; материально стимулируются семьи, взявшие детей под опеку и на
патронатное воспитание; с 2015 года единовременную выплату стали получать
усыновители.
Исполняющая обязанности председателя Комитета по охране прав детей МОН РК
Маншук Абдыкарим поделилась, что только за период с 2015 года сеть организаций
для данной категории детей сократилась на 42 учреждения. А за последние десять
лет общий контингент детей-сирот снизился на 21 тысячу детей. Вместе с тем на
сегодня более 8 тысяч, или 28% от общего количества детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, продолжают воспитываться в интернатных
учреждениях республики.
В 2012 году Глава государства Нурсултан Назарбаев дал поручение расширить
практику семейных форм устройства. А в апреле нынешнего года им был подписан
закон, определяющий понятия «гостевая» и «приемная» семьи. Первая дает
возможность гражданам приглашать воспитанников детских домов в гости и
позволяет поближе с ними познакомиться, что нередко в дальнейшем приводит к
другой форме устройства ребенка — опеке.
- Приемная семья — это своего рода семейный детский дом, где в семье может
проживать от 4 до 10 детей. Родители, как и при патронатном воспитании, будут
получать заработную плату и средства на содержание детей, - уточнила Маншук
Абдыкарим.
В Казахстане есть дома семейного типа, где дети проживают не в группах, а в
семьях. Но большое количество воспитанников и их сосредоточенность в одном
учреждении не способствуют достаточной социализации. Ребята так или иначе все
равно находятся в изоляции от общества, имеют меньше, чем обычные дети,
свободы. Кроме того доказано, что у каждого ребенка должен быть свой, особый
взрослый, для которого только этот ребенок имеет значение.
Международный опыт приемных семей был переложен на казахстанский менталитет и
экономическую реальность, сложившуюся в стране. В Европе, к примеру, есть
фостерные семьи, то есть профессиональные родители, обученные работать с этой
категорией детей, и там семье предоставляют жилье. У Казахстана пока таких
возможностей нет: среди кандидатов на воспитание будут отбираться те, у кого
имеются свои дома и комфортные условия для проживания. Детские правозащитники
также отказались от американской «приемной» модели, где допускается «кочевание»
детей из одной семьи в другую.
Конечно, казахстанских родителей будут материально стимулировать,
профессионально обучать и обеспечивать им психологическое сопровождение.
Пилотный проект по приемным семьям второй год успешно реализуется в Жамбылской
области. При поддержке акимата были созданы 12 приемных семей, а при детском
доме - психологическая служба, и жамбылцы уже готовы делиться опытом с
коллегами.
Карагандинский регион занимает лидирующее место по числу ребят, проживающих в
детских домах. Тем не менее их количество уменьшается год от года. По словам
руководителя управления образования Карагандинской области Асхата
Аймагамбетова, сеть организаций для детей-сирот за последние три года
сократилась на 6 единиц - с 15 до 9. Идет уменьшение и контингента
воспитанников - с 1550 до 1136. В домах ребенка сегодня воспитываются 111
малышей, а полтора года назад их было 171: повлияли на ситуацию социальный
проект ОФ «Ана yйi», с которым управление образования заключило меморандум, и
растущее число устроенных в семьи детей (если за 2014 год их было 270, то за
2015-й - 337). Также в Караганде несколько лет действует Дом надежды, дающий
мамам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, возможность найти из нее
выход, не отказываясь от родных детей.
Для развития альтернативных форм устройства семьи, в том числе усыновления, два
года назад в детских домах области стали создаваться школы приемных родителей,
в связи с чем в учреждениях введены дополнительные штатные единицы - юриста и
психолога. Первый - помогает семье, пожелавшей усыновить или взять под опеку ребенка,
решать правовые вопросы, второй — психологические. Получил развитие и проект
«Наставничество» (наставник - тот, кто готов делиться своим жизненным и
социальным опытом с воспитанником детского дома), который реализовывался на
базе детского дома «Асем» при поддержке ОО «Ребенок должен жить в семье».
Асхат Аймагамбетов заметил, что в скором времени и наша область начнет работу с
приемными семьями: в Караганде, Темиртау, Жезказгане, Балхаше, Каркаралинском
районе уже есть потенциальные родители, готовые взять на воспитание по 4-5
детей.
На расширенном заседании республиканского совета руководители детских домов,
представители НПО и детские правозащитники внесли несколько предложений.
Во-первых, передать финансирование «патроната» на республиканский уровень: у
местных бюджетов не всегда достаточно для этого средств, а целевые трансферты
позволили бы успешнее развивать такую форму семейного воспитания. Во-вторых,
чтобы потенциальные усыновители и опекуны чаще забирали детей из
государственных учреждений, развивать систему ранней диагностики и реабилитации
больных детей, привлекая высококвалифицированных специалистов, открывая
кабинеты коррекции и расширяя сеть ПМПК.
В-третьих, пора всерьез задуматься об инструментах воздействия на нерадивых
родителей, которых сегодня невозможно заставить работать, лечиться, платить
алименты и повернуться лицом к своим чадам.
Разукрупняя и закрывая детские дома, нужно преобразовывать их в центры
поддержки семьи, развития семейных форм устройства детей, социализации
воспитанников. Эти службы должны работать и с неблагополучными семьями,
предотвращая рост социального сиротства.